Какие бывают слова?

Методические комментарии по теме: «Какие бывают слова»

 

Цель урока: обобщить представления учеников о назначении слов, классифицировать их по функции (называть, указывать, помогать словам связываться друг с другом при выражении мысли); уточнить основные группы слов-названий по значению; упражнять в постановке вопросов и разграничении слов по их функции (работе) и значению.

Сразу же важно оговорить следующее. Здесь ещё не происходит непосредственное знакомство с частями речи, а лишь готовится база для этой работы в дальнейшем.

Дети пользуются в речи словами разных грамматических

классов, разных семантических (смысловых) групп. Так поможем им сначала осмыслить то, что они интуитивно чувствуют, что, опираясь на интуицию, могут понять и разграничить. Впоследствии (в 3-м классе) будет сделан следующий шаг: специальные наблюдения за грамматическим поведением слов помогут учащимся подняться на ступень грамматического обобщения. Там же будут введены все необходимые термины. В этот момент не даём названия частей речи по двум причинам: во-первых, чтобы не перегружать первоклассников, а во-вторых, чтобы не переносить акцент с осознания сущности различий между группами слов на запоминание терминов.

  Таким образом, пока наблюдаем за функцией (работой) всех слов и значением знаменательных. Наблюдения ведутся на достаточно широком материале – на словах, которые составляют классы не только имён существительных, прилагательных и глаголов, но и числительных, наречий; не только разряды личных местоимений, которые потом будут изучаться, но и других, в которых функция указания очевидна. Из служебных слов замечаются, наряду с предлогами, союзы, особенно сочинительные, функция которых достаточно прозрачна.

     Работая над материалом, важно помнить: это этап активизации внимания к слову, функционально-смысловых обобщений, тренировки языкового чувства и накопления опыта лингвистических наблюдений. Не нужно пугаться, если у части первоклассников ещё будут затруднения в смысловом разграничении слов, в постановке вопросов. Значит, им для укрепления и успешного проявления их языкового чувства нужно больше времени.

   Обращаем внимание ещё на одно  обстоятельство.

Мы  сознательно при обсуждении значений имён существительных уходим от привычного термина ?предмет?, заменяя его более пространным описанием: название людей и животных, а также вещей и всего  того, что мы видим, слышим, представляем.

     Понятие ?предмет? в лингвистике используется в абстрактном, категориальном значении; в детском же сознании предмет – это то, что можно  взять в руки. Ломать это представление, пользоваться словом, наполняя его другим содержанием, считаем неэффективным. Нужно помочь ребенку подняться в своем развитии на следующую  ступеньку.

      Во 2-м классе будет выделен  урок, на котором ребята узнают, что всё, о  чём можно спросить ?Что  это?? и ?Кто это??, учёные договорились называть научным словом ?предмет?. Они обратятся к толковому словарю и увидят, что у слова есть два значения, которыми они  теперь будут пользоваться.

     Дальнейший прирост знаний произойдет в 3-м классе, когда такие слова будут объединены в группу имён существительных. После  специальных наблюдений в группу будут включены и слова типа ?бег?,  ?доброта?.

    Иначе говоря, предполагается логика знакомства с частями речи, отличная от той, которая  традиционно принята. Не навязывание на первых же этапах детскому сознанию абстрактного понятия ?предмет? с предъявлением двух видов вопросов и термина, а, наоборот, на интуитивной основе тренировка в постановке вопросов к то ч то и объединение слов, отвечающих на эти вопросы, в одну группу. Затем введение термина и расширение группы, сопровождаемые наблюдением за особенностями изменения слов и связи с другими словами.

   Такой же подход распространяется и на глаголы. При этом в первые два года для целенаправленных наблюдений не используются глаголы, называющие состояние, чувства и т. п. Дети работают с глаголами, называющими именно действия. Расширение представления о глаголах, как и об именах существительных, произойдёт в 3-м классе. Столь длинное отступление от хода урока сделано потому, что считаем: понимание заложенной в учебнике общей логики изучения этого трудного для маленьких школьников грамматического материала поможет Вам точнее формулировать вопросы, правильнее расставлять акценты в своих обобщениях. В целом на уроках темы постоянно будут иметь место анализ, сравнение, классификация языкового материала, первоклассники будут делать умозаключения, обобщения, будут учиться подводить слова под освоенные понятия и т. д. Таким образом, эти уроки очень важны с точки зрения интеллектуального развития детей, формирования у них познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

1 комментарий: Какие бывают слова?

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Панель управления

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Регистрация

Вход

Генерация пароля

Вход
Регистрация

Авторское право © 2014. Все Права Защищены.