Обозначение звука “Й”

Общие положения изучения темы «Обозначение звука «Й», и принятые на их основе методические решения.

 

1. В позиции после согласного перед гласным звук [й’] обозначается не одной буквой, а их сочетанием: буквами е, ё, ю, я, и, которым предшествуют разделительные знаки, ь или ъ. В последнее время в школьной практике иногда стало использоваться и другое их название – предупредительные. Оно введено в букваре Д. Б. Эльконина и прокомментировано в методических рекомендациях к нему: эти знаки предупреждают о том, что следующие за ними буквы будут обозначать два звука. Считаем это название удачным для начальных классов, но мы решили не пользоваться им, чтобы в дальнейшем, в средней школе, избавить учеников от дополнительных терминологических затруднений. Пусть ведущим станет принятый термин разделительный знак, а название «предупредительный», произнесённое Вами, поможет детям понять функцию этих знаков. Толкование назначения разделительных знаков – «разделять» согласный и гласный – линг- вистически некорректно, так как ь и ъ – это буквы, а согласный и гласный – звуки. Действительно, на месте разделительных знаков согласный и гласный звуки произносятся не слитно, а раздельно: [вй’уга, сй’эм]. Но почему? Да потому, что между ними есть звук [й’].
Таким образом, функция разделительных знаков состоит в том, чтобы участвовать в обозначении звука [й’]. Название разделительные используется лишь по традиции.

2. В названной позиции функции разделительных знаков ь и ъ абсолютно одинаковы, поэтому мы и предъявляем их вместе. Выбор знака зависит только от состава слова и осуществляется по традиции, на твёрдость или мягкость предшествующего согласного ни один из знаков, выступая в качестве разделительного, не указывает.

3. Знакомство учащихся с использованием двух разделительных знаков в учебнике проводится как расширение, дополнение уже имеющихся у учеников знаний о способах обозначения звука [й’] при различных его положениях в слове. При этом, конечно, на данном этапе акцент делается на разделительном мягком знаке, отрабатывается именно его использование при написании слов. К разделительному твёрдому знаку пока лишь привлекается самое общее внимание – для системного раскрытия вопроса о способах обозначения звука [й’]. Однако с первого же урока вводится особый вид письма – буквенная «дробь» ъ/ъ. За ней скрывается следующее рассуждение: знаю, что нужно писать разделительный знак, но не знаю какой. Поэтому пишу два. Учебником предусмотрена временная подсказка ребёнку: ъ никогда не пишется близко к концу слова.
Значит, буквенная «дробь» может понадобиться при записи только тех слов, где звук [й’] слышится между согласным и гласным «близко к началу слова» или в его «середине», например: ш..ю, с..ел. В других же случаях будет писаться ь: птичьи, стулья и т. п. Конечно, это не содержательное введение орфографического правила, но предлагаемый подход позволяет детям прежде всего освоить существо графической проблемы языка: полноценно осознать третий способ обозначения звука [й’]. Необходимость же выбора знака (а следовательно, соответ- ствующего правила) такой работой успешно мотивируется, что подготавливает более осознанное восприятие этого правила после изучения состава слова. Кроме того, использование буквенной «дроби» как знака выбора буквы готовит почву для применения того же приёма при записи слов с «главными» орфограммами – безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными.

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Панель управления

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Регистрация

Вход

Генерация пароля

Вход
Регистрация

Авторское право © 2014. Все Права Защищены.