На предстоящих уроках учащиеся начинают знакомиться с характеристиками согласных. На уроках 17–19 в центре внимания находится обучение разграничению твёрдых и мягких согласных. Дети будут осваивать пары по твёрдости – мягкости, а на уроке 18 узнают и о звуках «одиночках»: непарных твёрдых ([ж, ш, ц]) и непарных мягких ([ч’, щ’, й’]).
Специально заучивать перечни парных и непарных звуков, конечно, не нужно, они будут усваиваться постепенно в ходе практической работы. Сведения о непарных по твёрдости – мягкости согласных носят вспомогательный характер, они способствуют большей системности, осознанности приобретаемых детьми знаний и умений.
Различия в произнесении твёрдых и мягких согласных объясняются различиями в движениях языка. Как пишет учёный- лингвист М.В. Панов, «когда произносятся мягкие, передняя часть языка приподнимается по направлению к твёрдому нёбу…; когда произносятся твёрдые, задняя часть языка приподнимается по направлению к мягкому нёбу». И далее добавляет: «Не забывайте, что передняя часть нёба твёрдая, задняя – мягкая». (М.В. Панов. Современный русский язык. Фонетика. – М.: 1979, с. 24)
Эта информация даётся только для Вас и не должна сообщаться детям.
Первоклассников следует научить с л ы ш а т ь различия в характере звуков.
Достигается это наблюдением и тренировкой в сознательном произнесении твёрдых или мягких согласных звуков.Появление у учащихся умения безошибочно различать твёрдыеи мягкие согласные будет новым шагом на пути развития фонетических умений школьников, что, как уже говорилось, значимо дляовладения грамотным письмом.
На данном этапе обучения грамоте важно постоянно наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков, продолжать упражнять в выявлении ударных и безударных гласных, в полном фонетическом анализе слов (см. статью «Фонетический анализ слова»), который теперь будет включать и характеристику согласных.
Для обозначения твёрдых согласных сохраняется одна черта, символизирующая преграду, которую создают воздуху губы, зубы и т. д., а для мягких добавляется ещё одна – «кладётся матрасик»:
Уведомление: Ещё о твёрдых и мягких согласных | Музыкально-эстетический класс